В заключительной части правового обзора мы продолжаем рассматривать грядущие законодательные изменения, которые вступят в силу 1 января 2013 года и повлияют на работу украинских предпринимателей. В этот раз мы уделяем больше внимания правовым аспектам налоговых изменений и новой редакции Закона о банкротстве.

«Налоговые маневры-2013», или фискальная функция государства в действии

Налоги – это цена, которую мы платим

за возможность жить в цивилизованном обществе.

Оливер Уэнделл Холмс-старший

Наиболее грандиозные изменения в текущем году преобразовали главный фискальный законодательный акт страны – Налоговый кодекс. В частности, с 01.01.2013 г. в действия вступают больше десятка изменений, некоторые из них существенно меняют налоговую картину государства. Попробуем обратить ваше внимание на особо важные нововведения.

С целью усовершенствования системы налогообложения с 01.01.2013 г. вносятся изменения в следующие правовые механизмы в сфере налогов и сборов:

1. В соответствии с п.10 подр. 4 Переходных положений НК с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. ставка налога на прибыль будет составлять 19 %. Понижения ставки налогообложения осуществляется в рамках понижения ставки налога с 23 (в 2011 г.) до 16 (в 2014 г.) %.

2. С 2013 года Законом № 5083-VI в дополнение к уже существовавшим ранее группам единщиков (ранее их было всего четыре) вводятся две новые группы плательщиков единого налога. Так, согласно Закону № 5083-VI к пятой группе единщиков относятся физлица-предприниматели с годовым оборотом не более 20 млн. грн. и количеством наемных работников не более 20 человек. К шестой группе – юрлица с оборотом не более 20 млн. грн. и 50 наемными работниками. При этом процентная ставка единого налога для вышеуказанных групп представляет:

– 7 % дохода – в случае уплаты НДС в соответствии с Налоговым кодексом;

– 10 % дохода – в случае включения НДС в состав единого налога.

Этим же Законом № 5083-VI устанавливается, что плательщики налога на прибыль будут самостоятельно определять авансовый взнос, который будет подлежать ежемесячной уплате. При этом такие налоплательщики впервые с декларацией за 2012 год должны подать расчет ежемесячных авансовых взносов. Авансовые платежи по налогу на прибыль уплачиваются ежемесячно в размере 1/12 рассчитанной суммы налога на прибыль за предыдущий отчетный (налоговый) год без представления налоговой декларации в течение 20 календарных дней, наступающих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца. Кроме того, Закон содержит несколько ограничений по применению подобных норм относительно уплаты авансовых взносов к разного рода субъектам предпринимательства (к примеру, к вновь созданным предприятиям).

3. Закон «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции» № 5091-VIустанавливает, что компании, работающие в сфере IТ, получают временную (до 01.01.2023) льготу по уплате налога на прибыль (5 % вместо 19 %)На этот же период освобождаются от НДС операции по поставке программной продукции. Отмечается, что с точки зрения практических особеностей внедрение подобной нормы повлечет за собой значительное усложнение налоговой квалификации операций, подлежащих льготированию, как, впрочем, и определения права плательщика на получение статуса субъекта индустрии программной продукции.

4. С 1 января 2013 года также вступает в силу ст. 39 НК, вместо которой сегодня действует п. 1.20 ст. 1 Закона «О налогообложении прибыли предприятий». Новая норма регулирует вопрос об обычных ценах и некоторых нюансах их определения, вводимых НК. Кроме того, статья 39 НК содержит детальное описание методов определения обычной цены, а также случаи, когда ее применение обязательно (операции со связанными лицами, бартерные операции, операции с плательщиками, пребывающими на специальных режимах налогообложения). Перечень не является исключительным, поэтому обычные цены могут применяться и в других случаях, установленных законом (например, при налогообложении НДС – ст.188 НК).

5. Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дальнейшего усовершенствования администрирования налогов и сборов» (на основе законопроекта № 11285) предусматривает внесение изменений в НК касаемо налогообложения налогом на прибыль предприятий операций с ценными бумагами, обращающимися на фондовом рынке.

Документом, в частности, расширено понятие «акцизный налог» – особенный налог на операции по отчуждению ценных бумаг и операции с деривативами, плательщиком которого является физическое или юридическое лицо резидент либо нерезидент (в т. ч. их обособленные подразделения), проводящее операции с деривативами или с продажи, обмена либо иных способов отчуждения ценных бумаг, кроме случаев, предусмотренных п. 213.2 ст. 213 НК. Таким образом, Законом введено определение акцизов на операции с ценными бумагами в Украине.

Также согласно Закону в оборот вернутся финансовые векселя. Предприятия смогут с их помощью рассчитываться с бюджетом, а государство будет возмещать векселями НДС (более подробно о вопросах нововведений относительно ценных бумаг мы уже писали во второй части правового обзора).

6. Законом от 20.11.2012 г. (на основе законопроекта № 10687повышаются акцизы на спиртное, сигареты и автомобили. Кроме того, Законом № 5074-VI предусмотрены новые особенности налогообложения этилового спирта для производства вермута.

В частности, установлено, что акцизный налог взимается по ставке 0 грн. за 1 литр 100 % спирта из спирта этилового, используемого предприятиями первичного и смешанного виноделия для производства вермутов. Производителем вермутов до получения спирта с акцизного склада выдается налоговый вексель. Срок, на который выдается налоговый вексель производителями вермутов, не может превышать 180 календарных дней (а не 90 дней, как это было раньше).

Также законодатели внесли изменения в Закон о госрегулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий (согласно нормам Закона от 04.07.2012 г. № 5039-VI). Изменения коснулись особенностей представления субъектами хозяйствования отчета об объемах производства или оборота (в том числе импорта и экспорта) спирта, алкогольных напитков и табачных изделий. Вышеотмеченные изменения касаются в первую очередь тех субъектов предпринимательства, видами деятельности которых выступает производство алкогольной продукции.

7. Закон «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики» № 5211-VI определяет, что компании и предприниматели, реализующие инвестпроекты в приоритетных отраслях экономики (полный перечень – в Законе),получают временные (до 01.01.2023) льготы по налогу на прибыль (ставка 0 – 8 %). На время реализации проекта разрешается применять ускоренную амортизацию основных средств (более детально о самих нововведениям мы уже писали в первой части нашего правового обзора новелл 2013 года).

Кроме внесения изменений в НК, новые нормы налогообложения были внедрены и отдельными законодательными актами.

8. Отмечаем также, что с 1 января 2013 года вводится льгота по налогу на прибыль (уплата налога по ставке 0 %) в соответствии с Законом «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики Украины». При соблюдении трех условий – новые рабочие места в количестве от 25 до 150, средний размер зарплаты, в 2,5 раза превышающий установленный минимальный, планирование реконструкции либо модернизации производства – предприниматели могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль.

9. С 1 января 2013 года также вводится налог на недвижимость. Плательщики такого налога – владельцы жилой недвижимости (как физические, так и юридические лица, в том числе и нерезиденты (пп. 265.1.1 НК)). Органы налоговой службы по месту нахождения жилой недвижимости будут начислять и сообщать о сумме налога владельцу. Налоговое сообщение-решение гражданин получит до 1 июля отчетного года, аобязанность по уплате этой суммы наступает в течение 60 дней со дня вручения уведомления-решения. Отметим, что нормы Закона содержат некоторое неточности и уловки по отношению к возможному уклонению от уплаты налога, а реальный результат практического применения норм о налоге на недвижимость мы сможем ощутить лишь в конце 2013 года.

10. С 01.01.2013 г. вступает в силу Закон «О внесении изменений в ст. 8 Закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» № 5455-VIизменяющий порядок распределения единого взноса по видам общеобязательного государственного соцстрахования, что позволит работодателям платить начисленный единый соцвзнос одним платежным поручением. Это ощутимо упрощает механизм расчетов по уплате единого взноса. До вступления в силу изменений один работодатель в зависимости от видов начисляемых выплат формирует от двух до семи платежных документов. С целью реализации Закона № 5455-VI органами Пенсионного фонда Украины с 1 января 2013 года будут открыты новые счета в Государственной казначейской службе для зачисления ЕСВ. Реквизиты счетов все страхователи смогут узнать в отделе учета и отчетности, информационного обеспечения и контроля за поступлением доходов после 01.01.2013 года.

«Согласно стандартам» или критерии ВТО. Законом № 5476-VI внесены изменения в Таможенный тариф относительно приведения ставок ввозной пошлины в соответствие с критериями ВТО, предусматривающего повышение ставок ввозной пошлины, в частности, на машины, оборудование и механические устройства.

Закон направлен на поддержку отечественного товаропроизводителя путем предоставления ему определенных льгот, которые помогут конкурировать с аналогичными импортными товарами.

Налоги в режиме online. С 01.01.2013 г. согласно распоряжению Кабмина от 05.12.2012 г. № 1007-рзапланирована реализация ряда мероприятий в рамках Концепции создания сервиса «Электронный кабинет налогоплательщика». В соотвествиии с вышеназванным документом у предпринимателей появится возможность взаимодействовать с налоговой в режиме online, используя новый электронный сервис.

Полное внедрение запланировано провести в два этапа на протяжении 2013 – 2014 гг.

Как отмечают в налоговой, данный сервис является одним из основных инструментов предоставления на безвозмездной основе электронных услуг налогоплательщикам в режиме реального времени. Кроме того, реализация проекта позволит минимизировать непосредственное общение налогоплательщиков с сотрудниками налоговой.

В свою очередь, чиновники ожидают, что этот сервис быстро станет популярным среди налогоплательщиков, поскольку избавит их от необходимости посещать налоговую для подачи отчетности. Так как подавать декларацию следует по месту регистрации, особенно комфортным, по заверению налоговиков, этот сервис станет для плательщиков, у которых отличаются адреса регистрации и фактического проживания.

Детали в правовой подборке:

Депутаты усовершенствовали администрирование налогов и сборов

Налогообложение операций с ценными бумагами

Налоговой нравятся изменения в законодательство касаемо ценных бумаг

Налог на недвижимость: кто, сколько и когда будет платить?

«Электронный кабинет налогоплательщика» заработает с 1 января 2013 года

Налоговая призвала обсудить «электронный кабинет»

Плательщики будут отчитываться перед налоговой в «электронном кабинете»

ГНС рассказала о новых особенностях уплаты налога на прибыль

«Матрица: перезагрузка», или новая редакция Закона о банкротстве

Одним из наиболее ожидаемых законодательных нововведений 2013 года является новая редакция Закона № 2343-XII «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (в редакции Закона от 22.12.2011 г. № 4212-VI, который вступает в силу 19 января 2013 г. (кроме некоторых положений)) (далее – Закон № 2343 и Закон № 4212 соответственно).

Необходимость законодательных изменений в сфере банкротства обусловлена неэффективностью действующих процедур банкротства, характеризующихся, в частности, значительной продолжительностью (от 2 и до 10 лет) и высокой стоимостью. Закон № 4212 детально прописывает все указанные процедуры, начиная с мер по предотвращению банкротства должника на досудебной стадии и заканчивая иностранной процедурой банкротства – производством по делу о банкротстве, которое осуществляется в иностранном государстве согласно его законодательству.

Новая редакция содержит много новелл, улучшающих нормативное регулирование процедуры банкротства как с точки зрения самого процесса, так и его участников. В частности, вводятся новые положения относительно деятельности арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов). Так, в Законе № 4212 присутствует абсолютно новый раздел, координирующий деятельность арбитражных управляющих и устанавливающий требования к ним, определяющий их права и обязанности, ответственность, порядок сдачи квалификационного экзамена, получения свидетельства, а также устанавливающий правовые основания деятельности самоуправляющих организаций арбитражных управляющих.

Кроме того, отметим, что в результате проведенной административной реформы полномочия государственного органа по вопросам банкротства возложены на Минюст. Законом № 4212 также введена возможность страхования гражданско-правовой ответственности арбитражного управляющего за ущерб, который может быть причинен лицу в связи с исполнением его обязанностей. Достигнута она будет путем создания специального компенсационного фонда (осуществляется за счет арбитражных управляющих). Помимо прочего, предусмотрена процедура прекращения деятельности, назначения и устранения арбитражного управляющего по делу о банкротстве. В новой редакции Закона имеется достаточно продуманный способ защиты так называемых обеспеченных кредиторов.

Как отмечает Минюст, принятие новой редакции Закона является только началом следующего этапа развития нормативного регулирования сферы банкротства, предполагающим создание соответствующей подзаконной нормативной базы, а также формирование практики его применения, и подтверждает беспрекословный вывод: развитие отношений в сфере банкротства стимулирует непрерывный пересмотр и совершенствование законодательства, регулирующего такие отношения.

Читайте также:

Борьба с искусственным банкротством

Президент подписал новую редакцию Закона «О восстановлении платежеспособности должника и признании его банкротом»

АЮУ инициирует объединение арбитражных управляющих

Минюст: новеллы в подготовке арбитражных управляющих

Как работать по новой версии Закона о банкротстве?

Со следующего года утратит силу ряд актов Кабмина относительно арбитражных управляющих

В заключительной части правового обзора законодательных новшеств 2013 года мы означили лишь наиболее важные законодательные акты, которые в будущем году окажут существенное влияние на работу украинской бизнес-среды. С остальными правовыми нововведениями вы всегда можете ознакомиться в материалах портала ЮРЛИГА.

Будем очень рады, если наши «правовые компасы» станут надлежащим путеводителем в новеллах законодательства 2013 года и позволят улучшить эффективность вашего бизнеса.

Предыдущие правовые обзоры нововведений 2013 года читайте в материалах:

Закон-2013: что Новый год принесет украинским предпринимателям?

Закон-2013: что Новый год принесет украинским предпринимателям? Часть 2

Источник: ЛІГА:ЗАКОН