nastol.com.ua_22114Наступление 2013 года принесло нам не только банальную смену дат календаря с учетом хода времени, но и многочисленные правовые нововведения.

О наиболее важных революционных нововведениях первого дня 2013 мы уже писали в правовых обзорах о грядущих законодательных изменениях. В сегодняшнем правовом обзоре мы продолжаем направлять Вас в океанской пучине очередных законодательных новелл и обращаем внимание на очередные правовые нововведения первых дней Нового 2013 года для бизнес-среды.

Либерализация по-нашему или налоговая переходит в электронное наступление

Ты можешь и не заметить, что у тебя все хорошо.

Но налоговая служба заметит.

Пьер Данинос

C момента вступления в силу Закона № 5503-VI от 20.11.2012 г. (далее – Закон № 5503-VI) в действующее законодательство введены много новых фискальных норм, среди которых:

1. Принципиальные изменения в систему упрощенного налогообложения

Документ вносит изменения в гл. 1 разд. XIV Налогового кодекса (далее – НК) касаемо упрощенной системы налогообложения, а именно:

1) снимает ограничение по количеству наемных сотрудников для упрощенцев 5-й и 6-й групп;

2) снижает ставки налогов для упрощенцев 5-й и 6-й групп с 7% (+НДС) и 10% (без уплаты НДС) до 5% и 7% соответственно;

3) включает в сумму дохода плательщиков 5 группы сумму кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;

4) для плательщиков единого налога 1-й и 2-й групп налоговым (отчетным) периодом определен календарный год, а для упрощенцев 3-й-6-й групп – квартал.

Кроме того, приказом № 1159 Минфин утвердил новые формы налоговых деклараций для упрощенцев, а ГНС уведомила, как определяется состав доходов единщиков.

2. Внедрение электронной формы налогових проверок

Закон № 5503-VI также предполагает введение в Украине с 1 января 2014 года новой формы проверок – «электронной». В частности, изменениями в НК определен порядок документальной невыездной плановой электронной проверки, которым обусловливается распространение такой новации в течении 2015-2016 гг. на всех субъектов хозяйственной деятельности без исключения. Так, в разд. ХХ «Переходные положения» НК вводится ст. 16, согласно которой электронные проверки, предусмотренные кодексом, будут проводиться относительно налогоплательщиков:

– использующих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности – с 01.01.2014 г.;

– субъектов хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса – с 01.01.2015 года;

– остальных налогоплательщиков – с 01.01.2016 года.

При этом, в подп. 75.1.2 п. 75.1 ст. 75 НК введена норма, которая определяет, какие действия налоговой именуются документальной невыездной внеплановой электронной проверкой. Кроме того, НК дополнен рядом норм (к примеру, п. 86.11 ст. 86 НК) относительно порядка действий в процессе проведения такой электронной проверки, определением перечня документов, которые заполняются при и в последствии проведения проверки (справка об электронной проверке), возможные варианты поведения налогоплательщика в случае несогласия с выводами проверки (право подать возражение) и т.д.

3. Изменения некоторых ставок налогов и сборов

Кроме вышеотмеченого, Законом № 5503-VI также изменены:

– ставки акцизного сбора на спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки и пиво;

– ставки сбора за первую регистрацию транспортного средства;

– ставки сбора за выбросы в атмосферный воздух отдельных загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения;

– ставки налога за сбросы отдельных загрязняющих веществ в водные объекты;

– ставки налога на земельные участки, нормативная оценка которых не проведена.

Основной целью вышеотмеченных нововведений, по мнению законотворцев, являеться либерализация налоговой системы и упрощение воздействия фискальной системы на бизнес. При этом нормы № 5503-VI, в особенности те, которые касаются внедрения электронных налоговых проверок, уже вызвали довольно бурное обсуждение как в предпринимательских кругах, так и самих налоговых органах.

Главной темой дискуссии выступает возможность злоупотребления налоговыми органами своими полномочиями в процессе проведения данных проверок и нежелание субъектов хозяйствования в лице их должностных лиц становиться жертвой подобного «электронного произвола» со стороны Миндоходов и сборов. По мнению самих представителей фискальной власти, такие меры предосторожности олицетворяют собой борьбу с теневыми доходами и контролем за надлежащей уплатой налогов и сборов в соответствии с нормами действующего законодательства.

Новая жизнь старого документа

Закон от 06.12.2012 г. № 5519-VI (далее – Закон № 5519) вводит не только акцизный налог на операции с ценными бумагами, которые обращаются на фондовом рынке Украины, но и инициирует возврат в оборот финансовых векселей. Документ, в частности, не только изменил порядок налогообложения операций с ценными бумагами, но и обозначил появление нового вида векселей – финансовых (казначейских и банковских).

Законом № 5519-VI Госказначейству предоставляется право выпускать казначейские векселя для осуществления расчетов по обязательствам бюджета. При этом, отказаться принимать их и требовать расчета денежными средствами субъекты хозяйствования не могут. Стоит отметить, что получение таких векселей в счет налогового возмещения считается надлежащим исполнением государством своих обязательств.

Таким образом, государство фактически исполняет свои обязанности по соблюдению норм действующего законодательства, то ли возлагая, то ли передавая свои долговые обязательства по векселям другим субъектам хозяйственной сферы.

Согласно положениям документа, такие новеллы законодательства предусмотрены с целью дальнейшего усовершенствования администрирования налогов и сборов в Украине. Хотя в их позитивных последствиях для бизнес-среды уже заставило усомниться много факторов. К факторам риска следует отнести то, что при многочисленном применении таких мер существует возможность развития сценария увеличения долговой суммы по таким финансовым векселям и возникновения большого госдолга. Отметим, что на сегодня уже зарегистрирован законопроект, которым предлагается отменить нормы о финвекселях. Отмена таких норм, по мнению субъекта законодательной инициативы, позволит усилить управляемость бюджетной ситуацией, устранит дополнительную возможность наращивания государственного долга.

Что же касается позитивних аспектов, то, как отмечают эксперты, в соответствии с нормами Закона № 5519-VI предприятия смогут с их помощью рассчитываться с бюджетом, а государство будет возмещать векселями НДС. При этом казначейский финансовый вексель приравнивается к выдаче плательщику НДС суммы бюджетного возмещения, в том числе автоматического, посредством перечисления денежных средств с бюджетного счета на текущий счет налогоплательщика.

Обозначим, что для выполнения предписаний Закона № 5519-VI необходимым является принятие ряда разъяснительных подзаконных актов, которые на данный момент не утверждены.

Источник: ЛІГА:ЗАКОН