Можно уверенно утверждать, что среди законодательных новаций самой обсуждаемой является новый порядок регистрации прав собственности и их обременений.

Измененный порядок оформления и регистрации права собственности призван упростить процедуру регистрации прав и сделать систему учета прав более публичной.

Нет сомнения, что в результате подобные изменения произойдут, однако сейчас имеем определенный сумбур во внедрении новой процедуры, проявлением которого является фактический отказ многих нотариусов применять правила государственной регистрации и большие очереди в органах государственной регистрационной службы.

Однако не будем претендовать на освещение всех аспектов вопроса, а остановимся на частном случае оформления права собственности физическим или юридическим лицом при передаче ей недвижимого имущества в качестве компенсации вклада в уставный капитал.

Ранее эта процедура не была четко определена на общеукраинском уровне и решалась на основании актов органов местного самоуправления, в частности, оформление свидетельства о праве собственности осуществлялось Главным управлением коммунальной собственности КГГА на основании Положения о порядке оформления права собственности на объекты недвижимого имущества в г. Киеве , утвержденного распоряжением от 27.10.2009 г. № 1227. После получения этого свидетельства, срок получения которого в общем порядке, обычно, составлял не менее 3 месяцев, нужно было проводить процедуру регистрации в БТИ. То есть процедура была многоступенчатая, неоправданно сложная и затратная.

Очевидно, что это было несовместимо с принципом формирования понятной, прозрачной системы регистрации и учета прав на недвижимое имущество. Поэтому эту процедуру с нового года выполняют органы Государственной регистрационной службы.

Итак, согласно ст. 18 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, подтверждающий возникновение права собственности при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество, выдается физическим лицам и юридическим лицам, которые вышли из состава учредителей (участников) юридического лица по решению органа, уполномоченного на это учредительными документами, получили в собственность объект недвижимого имущества, переданный им.

Прежнему нужно получать свидетельство и в дальнейшем его регистрировать, правда, предполагается, что регистрация происходит автоматически тем же государственным регистратором, который выдал свидетельство.

Оформление и регистрация свидетельства о праве собственности происходит согласно Порядку государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденным постановлением КМУ от 22.06.2011 г. № 703 (далее – Порядок). Отметим, что в целом перечень документов для изготовления и регистрации свидетельства не претерпел особых изменений.

Так согласно п. 52 Порядка для проведения государственной регистрации прав с выдачей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество в связи с передачей объектов недвижимого имущества в собственность физическим и юридическим лицам, которые вышли из состава учредителей (участников) юридического лица по решению участников или органа, уполномоченного на это учредительными документами, заявитель подает органу государственной регистрации прав:

1) решение уполномоченного на это учредительными документами органа юридического лица о передаче объекта недвижимого имущества в собственность физическому или юридическому лицу, вышедшей из состава учредителей (участников) юридического лица (обычно протокол общего собрания участников компании, заявление участника о выходе, уставы в утверждении выхода и после);

2) документ, подтверждающий факт передачи такого имущества физическому или юридическому лицу, вышедшей из состава учредителей (участников) юридического лица (обычно это акт приема-передачи такого имущества);

3) правоустанавливающий документ на имущество, из перечня согласно п. 27 Порядка;

4) документы на представление интересов (доверенность, копия паспорта и идентификационного номера доверенного лица);

5) копия паспорта и кода нового собственника – физического лица, или выписки из ЕДРЮОФОП отношении юридического лица;

6) технический паспорт на объект;

7) документ, подтверждающий факт оказания согласия ипотекодержателем или органом государственной налоговой службы на отчуждение или иное определение юридической судьбы недвижимого имущества, находящегося в ипотеке или налоговом залоге. Целесообразно отметить, что при проведении регистрации государственный регистратор выясняет вопрос о наличии налогового залога и обременения ипотекой недвижимого имущества.

Время, не исключено, что дополнительно могут затребуватися другие документы, включая документы на земельный участок и подтверждения ввода в эксплуатацию или присвоение адреса. Эти документы не предусмотрены Порядком , однако в силу специфики конкретных случаев (скажем, разницы в номерах домов и названиях улиц в правоустанавливающих документах и данных реестра) позволяют проверить точность вносимых в реестр, который, напомним, не содержит всей информации о правах, зарегистрированных до 2013 года.

Также отметим, что кроме представления оригиналов документов нужно предоставить их копии, документ, подтверждающий внесение платы за предоставление выписки из Государственного реестра прав, и документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация прав проводится в срок, не превышающий 14 рабочих дней с момента принятия заявления о государственной регистрации прав и их обременений. В результате новый владелец получает свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество и соответствующий Выписка из реестра.

Как видим, процедура в целом значительно проще той, что существовала ранее, в то же время многое зависит в данном случае от нацеленности Государственной регистрационной службы на реальный результат по построению эффективной системы регистрации и учета прав собственности.