E000164_433x433Закон призван сделать госзакупки прозрачными и открытыми.

20 апреля вступил в силу Закон № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок», принятый Верховной Радой 10 апреля. Под действие Закона подпадают все компании, 51% акций которых находится в госсобственности.

Закон применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, при условии, что стоимость предмета закупки (без учета НДС), товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн, а работ – 1 млн грн. Стоимость предмета закупки пересматривается каждые 24 месяца с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции. По результатам пересмотра Кабмин вносит в Верховную Раду законопропроект о внесении соответствующих изменений.

Существенно сокращен перечень случаев, на которые не распространяется действие Закона, если предметом закупки являются, в частности:

– услуги, необходимые для осуществления государственных заимствований, обслуживания и погашения государственного долга;

– товары и услуги, закупка которых осуществляется для подготовки и проведения выборов и референдумов в Украине (действует до 31 декабря 2014 г.);

– приобретение, аренда земли, зданий, другого недвижимого имущества или имущественных прав на землю, здания, другое недвижимое имущество;

– бланки паспорта, бланки документов, удостоверяющих личность и подтверждающих ее специальный статус, бланки других документов, которые требуют использования специальных элементов защиты, марки акцизного налога, которые изготавливаются предприятиями, входящими в сферу управления Нацбанка, а также товары, работы и услуги, необходимые для их изготовления;

– услуги по производству научной, научно-технической деятельности, финансируемые на конкурсной основе в соответствии со ст. 34 Закона «О научной и научно-технической деятельности».

Отменена необходимость размещения информации в официальном государственном печатном издании по вопросам госзакупок и в международном информационном издании. Информация о закупке должны быть обнародована на веб-портале уполномоченного органа и может дополнительно публиковаться на выбор заказчика в СМИ, на сайтах заказчика (при наличии) или веб-сайтах соответствующих органов власти, органов местного самоуправления.

Предусмотрено недопущение к участию в торгах юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах. Кроме того, заказчик может отказать в участии в процедере закупки, если:

– участник или участник предварительной квалификации имеет задолженность по уплате налогов и сборов (обязательных платежей);

– участник или участник предварительной квалификации не осуществляет хозяйственную деятельность в соответствии с положениями его устава.

Также Закон устанавливает условия применения переговорной процедуры закупки, которая используется заказчиком как исключение и в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения переговоров с одним или несколькими участниками.

Переговорная процедура закупки применяется в порядке исключения в случае:

1) закупки произведений искусства или закупки, связанной с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключения договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса;

2) отсутствия конкуренции (в том числе по техническим причинам) на соответствующем рынке, вследствие чего договор о закупке может быть заключен только с одним поставщиком, при отсутствии при этом альтернативы;

3) необходимости в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, а именно связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также предоставлением Украиной гуманитарной помощи другим государствам;

4) если заказчиком было дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников;

5) необходимости осуществить дополнительную закупку у того же поставщика в целях унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, технологиями, работами или услугами, если замена предыдущего поставщика (исполнителя работ, поставщика услуг) может привести к несовместимости или возникновению проблем технического характера, связанных с эксплуатацией и обслуживанием;

6) необходимости проведения дополнительных строительных работ, не указанных в первоначальном проекте, но ставших в силу непредвиденных обстоятельств необходимыми для выполнения проекта при совокупности следующих условий: договор будет заключен с предыдущим исполнителем этих работ, такие работы технически или экономически связаны с главным (первичным) договором; общая стоимость дополнительных работ не превышает 50 % стоимости главного (первичного) договора;

7) закупки юридических услуг, связанных с защитой прав и интересов Украины, в том числе с целью защиты нацбезопасности и обороны, во время урегулирования споров, рассмотрения в заграничных юрисдикционных органах дел при участии иностранного субъекта и Украины на основании решения Кабмина или СНБО.

Источник: ЛІГА:ЗАКОН