SMP0001617_007_433x433Даже наиболее прогрессивный механизм останется на бумаге без надлежащего финансового обеспечения.

Невыполнение решений национальных судов по делам, касающимся государства, остается основной причиной обращения в Европейский суд по правам человека. Закон «О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений» не реализуется должным образом.

Постановлением Кабмина от 3 сентября 2014 года № 440 утвержден Порядок погашения задолженности по решениям суда, выполнение которых гарантируется государством. Но является ли такой механизм эффективным?

Предусмотрено, что заявитель должен представить в орган Государственной исполнительной службы по местонахождению должника следующие документы: заявление с указанием реквизитов банковского счета или данные, необходимые для перечисления средств наличными; исполнительный документ и/или решение суда (оригинал или надлежащим образом заверенная копия); копию паспорта и идентификационного номера плательщика налогов.

После регистрации заявление безотлагательно передается на рассмотрение руководителю органа исполнительной службы, который не позднее следующего рабочего дня определяет ответственного за его выполнение лицо. В течение 7 дней ответственное лицо проверяет состояние выполнения решения и в случае, если такое решение является невыполненным, — включает заявление в соответствующую очередь:

— решения относительно пенсионных и социальных выплат, о взыскании алиментов, возмещении убытков и вреда, причиненных в результате преступления или административного правонарушения, увечья или иного повреждения здоровья, а также в связи с потерей кормильца;
— решения, связанные с трудовыми правоотношениями;
— другие решения.

В орган, осуществляющий обслуживание казначейских счетов, осуществляется передача решений, поступивших в исполнительную службу до 1 числа месяца, следующего за отчетным периодом, ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Соответствующий орган осуществляет ассигнования в рамках средств, определенных Госбюджетом.

В большинстве случаев, в которых заявители обращались в ЕСПЧ, причиной невыполнения решения национального суда называлось отсутствие необходимых средств в Государственном бюджете Украины. Вполне очевидно, что даже наиболее прогрессивный механизм обеспечения исполнения решений национальных судов останется на бумаге без надлежащего финансового обеспечения.

Согласно Закону о Госбюджете-2015, на обеспечение выполнения решений суда, которые гарантируются государством, предусмотрено 150 млн. грн. Эта сумма предусмотрена не только на обеспечение погашения задолженности по решениям суда, которые были приняты до 1 января 2013 года, а также и на выполнение вынесенных после этого решений.

Информация по объемам имеющейся задолженности по соответствующим категориям решений на сегодня отсутствует в открытых источниках, однако задолженность по отдельным делам достигает нескольких десятков тысяч гривень. Соответственно, несмотря на установление порядка погашения задолженности, открытым остается вопрос, будут реально получены деньги на ее погашение, поскольку в бюджете заложена лишь обобщенная статья.

Кроме того, в этом контексте важным является создание и ведение реестра соответствующих решений и задолженностей по ним, поскольку на сегодня фактически отсутствует какая-либо достоверная информация относительно необходимых для обеспечения выполнения решений судов средств. Без такой информации невозможно точно рассчитать и заложить в бюджете соответствующие ассигнования.

Источник: ЛІГА:ЗАКОН