gwc111033_001_433x433Налоговая реформа Яценюка-Билоуса «радует» своими новациями, особенно по части налогообложения доходов физических лиц. Так, на стадии обсуждения в Кабмине находится проект налоговой реформы — по сути, это тот же законопроект № 5079, который подавался правительством в Раду в сентябре этого года.

Согласно проекту Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законы Украины (относительно налоговой реформы) № 5079, Налоговый кодекс Украины планируется дополнить ст.39-2 «Метод контроля за расходами и доходами налогоплательщиков-физических лиц при определении обязательств по налогу на доходы физических лиц и порядок его применения».

Особенностью такого нововведения является право (а не обязанность!) контролирующего органа назначить и провести документальную проверку с использованием метода контроля за расходами и доходами, при наличии одного из обстоятельств:

— в собственности налогоплательщика находятся активы, по которым налогоплательщик не имеет документального подтверждения источников происхождения денежных средств или имущества, использованных для приобретения таких активов;

— налогоплательщиком произведены расходы, по которым налогоплательщик не имеет документального подтверждения источников происхождения активов, использованных для осуществления таких расходов;

— контролирующим органом выявлен факт недостоверности данных, сообщенных налогоплательщиком, относительно источников происхождения средств, имущества или других активов;

— наличие у налогоплательщика незадекларированных активов, доходов. При этом в случае недекларирования активов при однократном декларировании, декларируемыми считаются стоимость активов налогоплательщика — физического лица в размере 200 000 гривен и стоимость других активов, которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке по состоянию на 1 января 2015 года;

— наличие у контролирующего органа информации о превышении суммы понесенных расходов в связи с приобретением активов налогоплательщиком — физическим лицом, в отчетном периоде, над суммой доходов, полученных таким плательщиком налога в этом же отчетном периоде, в размере превышающем размер 40 минимальных заработных плат, установленных законом на 1 января отчетного года (на сегодня — 48720 грн).

При этом ст. 176.3 указанного законопроекта на лиц, которые реализуют гражданам товары (работы, услуги), стоимость неделимой единицы которых превышает 10 минимальных заработных плат (на сегодня — 12180 грн), возлагается обязанность подавать налоговый расчет сумм, полученных за товары (работы, услуги) в контролирующий орган по основному месту учета.

Стоит обратить особое внимание на п.39-2.3 законопроекта, согласно которому одновременно с принятием решения о назначении и проведении документальной проверки налогоплательщика — физического лица с применением метода контроля за расходами и доходами, контролирующим органомпринимаются меры по аресту активов в отношении всего имеющегося у налогоплательщика имущества.

В случае установления факта превышения расходов над доходами контролирующий орган определяет налогооблагаемый доход (базу) налогоплательщика, который отражается в соответствующем акте проверки и облагается налогом по двойной ставке — 30 % ( п.п. 167.3 Налогового кодекса Украины) и фактически приравнивается к доходам, начисленным как выигрыш или приз.

Таким образом, налоговые новации, в случае их принятия парламентом Украины, приведут к таким последствиям:

— выборочным проверкам физических лиц со стороны контролирующих органов;

— автоматическому аресту активов физического лица при начале проведения проверки независимо от ее результатов;

— уведомлению контролирующих органов о всех покупках, совершенных гражданами, стоимостью больше 12180 грн;

— при обнаружении превышении факта превышения расходов над доходами разница будет фактически приравнена к выиграшу в лотерею и обложена налогом по двойной ставке — 30%.

Правда, в кулуарах сейчас обсуждается законопроект, которым будет введена дифференциация ставок в зависимости от размера доходов, и который предусматривает, что если база налогообложения в календарном месяце превышает:

— десятикратный размер минимальной заработной платы, но не превышает 34-кратный размер минимальной заработной платы, к сумме такого превышения применяется ставка 17 процентов;
— 34-кратный размер минимальной заработной платы, но не превышает 68-кратный размер минимальной заработной платы, к сумме такого превышения применяется ставка 20 процентов;
— 68-кратный размер минимальной заработной платы, к сумме такого превышения применяется ставка 25 процентов.

Источник: ЛІГА:ЗАКОН