Мораторий на проверки бизнеса впервые был введен еще в августе 2014 года Законом о Государственном бюджете на 2014 год. Этот «общий» мораторий действовал только до конца 2014 года и запрещал контролирующим органам проводить любые виды проверок, кроме как по согласию Кабмина или заявлению самого предприятия, и не распространялся на Государственную фискальную службу Украины (далее – ГФС).

В декабре 2014 года Верховная Рада продлила такой «общий» мораторий до июня 2015 года, добавив к контролирующим органам, на которые он не распространялся, кроме ГФС, еще и Государственную финансовую инспекцию. Также в декабре 2014 года Рада приняла еще один Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы«, которым был введен еще один мораторий – «налоговый«, который распространялся на налоговые проверки. «Налоговый» мораторий распространялся только на предприятия с доходом за предыдущий год меньше 20 миллионов гривен и не распространялся на бизнес, ввозящий, вырабатывающий или реализующий подакцизные товары, а с 1 июля – на плательщиков единого налога первой и третьей групп (ФЛП) по вопросам соблюдения порядка применения регистраторов расчетных операций.

Летом 2015 года существовало определенное противоречие между судебной практикой, позицией Минюста и Государственной регуляторной службой (далее – ГРС) относительно продления действия «общего» моратория, ведь в июне истек его срок действия. Противоречие разрешило разъяснение ГРС, которое по сути распространило действие «налогового» моратория на проверки всех контролирующих органов.

Таким образом, до 1 января 2017 года действовал мораторий на все проверки контролирующих органов, в частности и ГФС, который распространялся на предприятия с доходом за 2015 год до 20 миллионов гривен.

Чего же ожидать в 2017 году? 3-го ноября Верховная Рада приняла Закон № 1728-VIII, введя новый «общий» мораторий (не распространяется на «налоговый» мораторий). Прежде всего, предполагается четкое разделение на проверки общих контролирующих органов и проверки ГФС. Так, Закон предлагает следующие нововведения относительно общих проверок:

1) плановые проверки запрещены вообще;

2) внеплановые проверки разрешены только в следующих случаях:

– по заявлению самого предприятия;

– по решению суда;

– в случае наступления аварии или смерти пострадавшего в результате деятельности предприятия; и

– по обоснованному заявлению физического лица относительно нарушения его прав (по согласованию с ГРС).

На первый взгляд, мораторий выглядит оптимистично, но, как известно, дьявол кроется в деталях. Перечень контролирующих органов, на которых мораторий вообще не будет распространяться, существенно расширен.

В частности, действие моратория не распространяется на следующие контролирующие органы:

1. Национальный банк.

2. Антимонопольный комитет.

3. Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку.

4. Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания.

5. Государственную экологическую инспекцию.

6. Государственную авиационную службу.

7. Государственную инспекцию ядерного регулирования.

8. Государственную службу экспортного контроля.

9. Государственную финансовую инспекцию.

10. Гопотребслужбу.

11. Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

12. Государственную архитектурно-строительную инспекцию.

Все вышеприведенные органы будут осуществлять проверки без ограничений в общем порядке, поэтому с 1 января 2017 года бизнесу следует быть готовым к тому, что эти органы с нешуточным энтузиазмом возьмутся за осуществление своих полномочий после более чем двухлетнего перерыва.

Те контролирующие органы, на которые распространяется действие моратория, вообще не смогут осуществлять какие-либо проверки.

Законом также продлено действие «налогового» моратория на 2017 год, который будет распространяться на налогоплательщиков с доходом до 20 миллионов за предыдущий год. Таким образом, ситуация с налоговыми проверками не изменится ни в худшую, ни в лучшую сторону.

Что же на практике означает продление «налогового» моратория на 2017 год? Динамика налоговых проверок за 2014 – 2015 годы свидетельствует об уменьшении количества проверок, но такое уменьшение вызвано введением «налогового» моратория в 2015 году. Информацию относительно количества налоговых проверок в 2016 году ГФС пока не обнародовала, но учитывая то, что условия «налогового» моратория были неизменными в 2015 и 2016 годах, можем ожидать, что количество налоговых проверок в 2017 году останется на том же уровне, что и в 2015 и 2016 годах. Поэтому есть основания считать, что изменений от продления действия «налогового» моратория не ощутит ни малый, ни средний, ни крупный бизнесы.

А вот количество проверок, осуществляемых контролирующими органами, на которые «общий» мораторий распространяться не будет, ожидаемо увеличится. Например, в течение 2014 – 2015 годов количество проверок АМКУ существенно уменьшилась по сравнению с 2012 – 2013 годами, поскольку именно в 2014 году был введен мораторий на проверки АМКУ. Учитывая то, что в 2017 году мораторий не будет распространяться на АМКУ, следует ожидать увеличение количества проверок. Такую же ситуацию можно спрогнозировать и для других контролирующих органов, на которые «общий» мораторий распространяться не будет.

Следует также обратить внимание на планы Минэкономики относительно проверок на следующий год. Так, в соответствии с официальными данными, в 2017 году Минэкономики планирует проверить почти вдвое больше предприятий, чем в 2016. Пока непонятно, учитывало ли Министерство в своих планах мораторий, или нет, однако вывод следует один: «общих» проверок следует ожидать больше.

В общем, информации о проведенных проверках контролирующими органами недостаточно для проведения полноценного анализа динамики проверок. По непонятным причинам контролирующие органы отказываются публиковать соответствующую статистику. С 1 января 2017 года этот пробел должен быть устранен, ведь Верховная Рада также приняла Закон № 1726-VIII, предусматривающий обязательную публикацию отчетности относительно проверок.

Таким образом, в 2017 году бизнесу следует ожидать следующих изменений относительно деятельности контролирующих органов:

– крупный бизнес (больше 20-ти миллионов дохода за 2016 год) – ГФС будет проверять без ограничений, как и в 2015 – 2016 годах; другие контролирующие органы крупный бизнес не будут проверять вообще, кроме тех, на которые «общий» мораторий не распространяется;

– малый и средний бизнес (меньше 20-ти миллионов дохода за 2016 год) – ГФС не должно проверять, учитывая продление моратория; другие контролирующие органы, в зависимости от распространения на них действия моратория в 2017 году, или не будут проверять вообще, или будут проверять без ограничений.

Вообще выглядит, что основным нововведением 2017 года в сфере проверок является вывод за пределы моратория ряда контролирующих органов.

Кроме этого, следует заметить, что Кабмин начал активно коммуницировать информацию относительно необходимости «борьбы с выплатой зарплат в конвертах«. Недавно Президент подписал Закон, которым установлен штраф в размере 100 минимальных заработных плат (с 1 января 2017 года это 320 тысяч гривен) за недопущение госинспектора труда к проверке, если она осуществляется с целью выявления работников с неоформленными трудовыми договорами, выплаты заработной платы без начисления и уплаты единого взноса. Текстом законопроекта № 3153 действие моратория на Гоструда таки распространялось, так что было непонятно, каким образом подобная «борьба» будет реализовываться на практике. Однако принятым Законом № 1728-VIII это исправлено.

Действие моратория не распространяется на проверки также Гоструда. Так что бизнесу следует готовиться к ужесточению мер контроля в сфере выплаты повышенной минимальной зарплаты и выплаты зарплат в конвертах.

Источник