Министерство юстиции выносит на общественное обсуждение проект Административно-процедурного кодекса Украины, который призван урегулировать на законодательном уровне порядок деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в части их отношений с гражданами и юридическими лицами.

Как сообщил Министр юстиции Александр Лавринович, Кодекс должен создать правовую защиту для граждан от возможных правонарушений со стороны органов и должностных лиц, имеющих властные полномочия. Законодательный акт введет новую идеологию функционирования органов власти, будет способствовать ограничению проявлений бюрократизма, произвола и коррупции со стороны служащих, повысит эффективность работы органов власти.

В настоящее время, по словам министра, большинство процедурных элементов отношений органов власти с гражданами или не регулируются законодательством вообще, или же регулируются подзаконными нормативно-правовыми актами. Большинство из них не отвечают стандартам Совета Европы. Вместе с тем, необходимость принятия странами-членами Совета Европы актов, регулирующих административные процедуры, предусмотрено резолюциями и рекомендациями этой организации.

Таким образом, Административно-процедурный кодекс должен стать «общим» нормативно-правовым актом, четко упорядочит процедурные аспекты отношений личности и власти, станет отправной точкой для осуществления контроля, в частности судебного, за законностью деятельности органов власти.

Так, Кодексом вводится презумпция правомерности действий и требований лица, когда административный орган обязан признавать действия и требования лица правомерными, пока иное не будет доказано в результате рассмотрения административного дела.

Вводится принцип молчаливого согласия, когда заявление лица, обратилась в административный орган, считается удовлетворенной, если в срок, установленный законом для принятия административного акта, его не принято и лице не было направлено другого ответа по административному делу.

Законодательно устанавливается принцип «единого окна», когда административный орган обязан самостоятельно, без привлечения физических и юридических лиц, организовывать осуществления максимально возможного количества процедурных действий, истребования дополнительных документов и сведений, получение согласований и выводов, необходимых для рассмотрения и решения административного дела.

Устанавливается ответственность за невыполнение требований Кодекса и вводится возмещение морального и материального ущерба, причиненного в результате принятия незаконного решения, действий или бездеятельности органа власти или его должностного лица.

Предусматривается возможность принудительного исполнения административного акта за счет обязанного лица. А в случае если предусмотрено действие так и не выполнена, на обязанное лицо может быть наложен штраф в размере до тридцати необлагаемых минимумов доходов граждан. В случае повторного невыполнения — штраф в двойном размере.

В общем, Кодекс состоит из таких частей как «Административное производство», «Административный акт», «Административное обжалование», «Выполнение административного акта» и т.д.

Предполагается отслеживании результативности Кодекса путем сбора предложений и замечаний и их анализа, которая будет осуществляться до даты его введения в действие. Повторное отслеживание состоится через два года со дня введения в действие акта. Периодическое отслеживание осуществляться раз в три года.

Замечания и предложения к проекту Кодекса приниматься от физических и юридических лиц, их объединений по 5 октября 2012 года на адрес: г. Киев, ул. Городецкого, 13, Министерство юстиции, Управление конституционного и административного законодательства Департамента конституционного, административного и социального законодательства, адрес электронной почты — zagorulya@minjust.gov.ua.

Источник: pravotoday.in.ua