menegerРекомендации,

которые следует учитывать субъектам хозяйствования при составлении жалоб

относительно нарушений центральными органами исполнительной власти требований Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»

 Эти рекомендации разработаны для упрощения диалога между Госкомпредпринимательства Украины и субъектами предпринимательской деятельности, выявление проблемных вопросов, возникающих у субъектов хозяйствования при реализации права на занятие предпринимательской деятельностью. Содержание указанного ниже носит исключительно рекомендательный характер и не устанавливает обязанностей для субъектов хозяйствования относительно составления и направления в Госrjvпредпринимательства Украины жалоб на действия органов государственного надзора (контроля). Субъекту предпринимательской деятельности не обязательно учитывать содержание этих рекомендаций при написании жалобы на действия органа государственного надзора (контроля). В любом случае жалоба будет рассмотрена в установленном законодательством порядке.

 И. На что следует обращать первоочередное внимание при написании жалобы на действия органа подержанного надзора (контроля)?

 Прежде всего при написании жалобы о нарушении, по Вашему мнению, центральным органом исполнительной власти требований Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон о контроле), просим Вас учитывать следующее:

1) в соответствии с частью второй статьи 2 Закона о контроле, действие этого Закона не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении мер контроля:

  • органами доходов и сборов,
  • государственного экспортного контроля,
  • государственного контроля за состоянием криптографической и технической защиты информации,
  • контроля за соблюдением бюджетного законодательства, использованием государственного и коммунального имущества, банковского и страхового надзора, других видов специального государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования на рынке финансовых услуг,
  • государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции,
  • государственного надзора (контроля) за соблюдением требований нормативно-правовых актов по обеспечению безопасности на автомобильном транспорте,
  • государственного архитектурно-строительного контроля и надзора,
  • телекоммуникациях, почтовой связи, радиочастотный ресурс Украины,
  • во время проведения процедур, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях, а также оперативно-розыскной деятельности, прокурорского надзора, досудебного расследования и правосудия,
  • государственного надзора за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности,
  • государственного контроля и надзора в области гражданской авиации, государственного надзора (контроля) за соблюдением лицензионных условий транспортировки природного и нефтяного газа трубопроводами и его распределения, поставки природного газа, хранение природного газа в объемах, превышающих уровень, устанавливаемый лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по хранения природного газа;

2) анализ соблюдения законности органами надзора (контроля) осуществляется, в большей степени, по информации, содержащейся в приложениях к жалобе предприятия (например, копии уведомления о проведении проверки, удостоверение (направление) на проведение проверки, акта, составленного по результатам проверки, другие материалы или копии документов, которые могут свидетельствовать о нарушении органами надзора (контроля) требований Закона о контроле);

3) на сегодня Госкомпредпринимательства Украины не наделено полномочиями по предоставлению разъяснений по вопросам государственного надзора (контроля);

4) в соответствии с Законом Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности»:

  • органам государственного надзора (контроля), их должностным лицам запрещается осуществлять мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц — предпринимателей, не зарегистрированных плательщиками налога на добавленную стоимость, деятельность которых не отнесена к высокой степени риска в соответствии с Законом о контроле (далее — физические лица), и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предусматривающий включение налога на добавленную стоимость в состав единого налога, деятельность которых не отнесена к высокой степени риска в соответствии с Законом о контроле (далее — юридические лица),
  • органы государственного надзора (контроля), их должностные лица проводят внеплановые мероприятия государственного надзора (контроля) за соблюдением санитарного законодательства,
  • органы защиты прав потребителей проводят внеплановые проверки по жалобам потребителей,
  • органы Пенсионного фонда Украины проводят плановые и внеплановые проверки физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых отнесена к средней степени риска;

5) на официальном веб-сайте Госпредпринимательства Украины содержится информация которая также пригодится при написании жалобы:

  • http://www.dkrp.gov.ua/list/124.htm информация относительно полномочий органов государственного надзора (контроля) — по каждому органу отдельно,
  • http://www.dkrp.gov.ua/list/103 памятник предпринимателя — сбор основных понятий относительно мероприятий государственного надзора (контроля), необходимых предпринимателю для объективной оценки ситуации при проведении проверки органом государственного надзора (контроля).

 ИИ. Как следует изложить проблемный вопрос и описать его суть?

 При описании сути вопроса при написании жалобы о нарушении, по Вашему мнению, центральным органом исполнительной власти требований Закона о контроле, просим Вас учитывать следующее:

1) Закон о контроле определяет правовые и организационные основы, основные принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия органов государственного надзора (контроля), их должностных лиц и права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования осуществлении государственного надзора (контроля), в частности:

  • общие требования к осуществлению государственного надзора (контроля) установлены статьей 4 Закон Украины о контроле;
  • условия и сроки проведения плановой и внеплановой проверки установлены соответственно статьями 5 и 6 Закона о контроле;
  • перечень распорядительных документов органа государственного надзора (контроля) установлены статьей 7 Закона о контроле;
  • полномочия органа государственного надзора (контроля) и ответственность должностных лиц органа государственного надзора (контроля) установлены соответственно статьями 8 и 9 Закона о контроле;
  • права и ответственность предприятия установлены соответственно статьями 10 и 11 Закона о контроле;
  • основание, порядок и оформление результатов отбора образцов продукции установлены соответственно статьями 13, 14 и 15 Закона о контроле;
  • основания и порядок проведения экспертизы (испытания) установленные статьей 17, а обжалования ее результатов статьей 18 Закона о контроле;
  • право субъекта хозяйствования на обжалование решений органов государственного надзора (контроля) установлен статьей 21 Закона о контроле;

2) суть жалобы следует выкладывать следующим образом:

  • орган государственного надзора (контроля), действия или бездействие которого обжалуются;
  • предмет жалобы (с учетом приведенных выше положений Закона о контроле) — действия (например, направление на проверку вручено не субъекту или его уполномоченному лицу, а сотруднику субъекта) или бездействие (например, отказ соответствующего центрального органа исполнительной власти рассматривать жалобу на решение органа государственного надзора (контроля), по основаниям не предусмотренных законом) органа государственного надзора (контроля);
  • законное требование предприятия (например, рассмотреть по существу и проинформировать Кабинет Министров Украины);
  • к жалобе следует прилагать копии материалов, подтверждающих факты, изложенные в жалобе (например, копии материалов проверки)

 ИИИ. Какие меры будут приниматься по результатам рассмотрения жалобы?

 В рамках полномочий, наделенных Положением о Государственной службе Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, утвержденного Указом Президента Украины от 30.03.2012 № 237/2012, Госпредпринимательство Украины проводит мониторинг состояния выполнения органами исполнительной власти требований Закона о контроле и информирует Кабинет Министров Украины о состояние выполнения органами исполнительной власти требований Закона о контроле.

По результатам рассмотрения жалоб субъектов хозяйствования, Госпредпринимательство Украины может направить жалобу вместе со своей позицией по соблюдению законности органом надзора (контроля) в соответствующий координирующего министерства и / или органов для рассмотрения по существу и, в случае подтверждения фактов, изложенных в жалобе, принятия соответствующих мер реагирования.

Также, жалоба или жалобы станут составной информации, на основании которой проводится мониторинг состояния выполнения органами исполнительной власти требований Закона о контроле. Итак, соответственно, будет проинформирован Кабинет Министров Украины.