Высший-Административный-судОбласть применения административного права является одной из наиболее проблемных, поскольку регламентирует общественные отношения, порожденные управленческой деятельностью государственных органов по исполнению публичных функций государства. Помимо должностных лиц, в сферу административного судопроизводства волей или неволей оказываются вовлечены наименее социально защищенные слои населения, к которым относятся пенсионеры, инвалиды, ветераны. Неудивительно, что последние желают как можно быстрее и безболезненнее закончить административную тяжбу и получить причитающиеся им по закону выплаты. В случае же процессуальных или правовых проволочек обвинения в предвзятости и некомпетентности, минуя авторов популистских законов, не имеющих материального обоснования, звучат в сторону административных судов. Являются ли эти обвинения объективными, на примере одного из наиболее загруженных админсудов попыталась разобраться «Судебно-юридическая газета».

Во всем виноваты суды?

Немногие знают, что во время основания в Киевском апелляционном административном суде(далее – КААС) работало всего 7 судей, которые вынуждены были рассматривать неимоверное количество дел. Маленькие неудобные кабинеты не позволяли хранить дела надлежащим образом, а об их своевременной регистрации не могло быть и речи. Несколько позже штат судей был значительно расширен, а обязанности по регистрации возложены на отдел, насчитывающий 5–6 сотрудников. Однако, учитывая количество уже имеющихся дел, а также их постоянное пополнение, при вступлении в новый отчетный год за КААС регулярно остаются «деловые хвосты».

В основном речь идет о так называемых социальных делах. Как известно, народные депутаты в свое время приняли множество законов, направленных на поддержку чернобыльцев, афганцев и т. д., но не обеспеченных материальной базой. В результате даже в случае удовлетворения выдвинутых согласно одному из таких «гуманистических» законов требований гражданина государство не выплачивает причитающиеся ему суммы ввиду отсутствия дотаций в бюджете. А этот самый гражданин, не видя альтернативы, обвиняет в неисполнении решения суд.

Эксперты предупреждают

Подобное положение не осталось незамеченным иностранными экспертами, наведывающимися в нашу страну, дабы придать украинской Фемиде облик европейской леди. Особый акцент они делают на сроках рассмотрения административных дел. Так, согласно закону, поданное заявление должно быть зарегистрировано в течение 3 и назначено к рассмотрению не позднее 10 рабочих дней. Длительность самого судебного процесса не должна превышать разумных сроков, которые ориентировочно составляют 1 месяц. В противном случае, подчеркивают эксперты, участники процесса могут избрать силовой вариант решения проблемы.

О недовольстве и накопившемся в обществе раздражении свидетельствует крайне некорректное поведение жаждущих справедливости как в заседаниях, так и при конфиденциальном общении с судьями и руководством судов. Потерявшие надежду на скорое рассмотрение дела истцы не сдерживают себя в выражениях и угрозах в адрес представителей судейского корпуса. И их совсем не волнует тот факт, что сотрудники суда вынуждены находиться на рабочих местах до позднего вечера, а иногда и не уходить с работы по несколько дней кряду, что объясняется чрезмерной номенклатурной загруженностью. Следует обратить особое внимание на то, что на одного судью КААС в месяц приходится по 355 дел, при том, что судья суда общей юрисдикции рассматривает в тот же срок от 20 до 40 дел.

Молодежь не выносит хамства

Особенно достается от участников процесса персоналу, обеспечивающему техническую составляющую. Помощники и секретари, которые должны перебрать, изучить и переписать тысячи бумажных листов ежемесячно, получают зарплату в размере 1 тыс. грн. А ведь это в основном молодые специалисты, имеющие высшее юридическое образование и отличные навыки работы. Казалось бы, при таких условиях текучесть кадров достаточно прогнозируема и, в принципе, легко объяснима. Однако все оказывается не так просто. При личном общении с секретарями выяснилось, что дело, в общем-то, не только и даже не столько в мизерной зарплате, сколько в откровенном хамстве участников процесса, вызванном их озлобленностью и правовой безграмотностью.

Кстати, из опыта тех же заграничных экспертов отечественным кормчим судопроизводства неплохо было бы перенять практику проведения мероприятий информационно-разъяснительного характера для рядовых граждан в части подачи, сроков рассмотрения, а главное – результативности исковых заявлений.

Комментарий

Михаил Межевич, зампредседателя Киевского апелляционного административного суда:

– В последнее время в адрес административной юстиции звучат обвинения общественности и государственных структур, широко анонсируемые СМИ, в невозможности судов осуществлять правосудие быстро и качественно. Как правило, суды не отрицают эти обвинения, однако следует отметить, что позиция по перекладыванию всей тяжести ответственности за затягивание судебных процессов исключительно на представителей судейского корпуса необъективна. Необходимо обратить внимание на множество факторов, наиболее болезненным из которых является отсутствие финансового обеспечения большинства принимаемых законов, регламентирующих правоотношения в социальной сфере. Вследствие этого апелляционные административные суды оказываются один на один с проблемой максимальной загруженности при минимальном финансировании. Физически трудно постоянно принимать и рассматривать более 300 дел на судью в месяц. И это при том, что в апелляционных судах общей юрисдикции количество дел на одного судью колеблется в пределах 30. Невзирая на это, руководство Киевского апелляционного административного суда постоянно принимает все меры для увеличения количества и повышения качества принимаемых решений, а также соблюдения разумных процессуальных сроков.

Источник: Судебно-юридическая газета